Трассирование представляет собой совокупность различных инженерно-геодезических работ, с помощью которых определяется наиболее оптимальный профиль, направление линейного сооружения на территории и на топографической карте. Термин «Линейные» возник не просто так. Дело в том, что это связано с отображением магистрали на карте – в виде линии. Протяженность объекта называется трассой. Отсюда и название процедуры «трассирование», ведь по сути это процесс разработки трассы.
Какие бывают виды линейных сооружений?
Линейные сооружения – это не те конструкции, которые имеют определенную четкую форму. Можно сравнить: здание с дорогой (линейным сооружением) – ограниченной полосой по ширине и вытянутой в длину.
Если говорить в целом, то линейные сооружения это:
- Железнодорожные, трамвайные линии, крановые.
- Автомобильные дороги.
- Водные пути (различные каналы).
- Трубопроводы (водные, газовые, другие).
- Линии связи и электроподачи.
Оптимальное трассирование
При проведении трассирования специалисты определяют направление трассы и профиль. Учитываются при этом как технический, так и экономический показатель. Проектирование сооружения по прямой линии является наиболее дешевым с экономической точки зрения. Но, увы, часто реализовать такой проект не удается в связи с технической точки зрения. Приходится отклонятся от короткого направления, ведь есть препятствия, связанные с рельефом местности, водными препятствиями. Это, к примеру, может быть:
- уклоны,
- повороты,
- овраги,
- горы,
- реки,
- другие водные источники,
- инженерные сооружения.
Понятно, что различные экологические и геологические особенности существенно влияют на определение направления. Если речь идет о стройке в пределах населенного пункта, то нужно привязать также трассу к уже имеющимся застройкам.
Этапы трассирования линейных сооружений
Трассирование линейных сооружений проводится в несколько этапов. Это:
- Подготовка. Специалисты начинают на этом этапе подготовку к изысканиям. Сюда включается получение и оформление различных разрешительных документов и лицензий, которые позволят проводить геодезией работы на территории. Также получают и исследуют документацию, результаты аэросъемок, космических съемок, информацию о коммуникациях, картографические материалы и другое.
- Камеральное трассирование. Это второй этап работ. Эксперты разрабатывают различные варианты месторасположения трассы, используя топографические карты, геодезические съемки с использованием различного программного обеспечения. При этом стоит учитывать некоторые особенности. К примеру то, что любые материалы, которые будут использоваться, должны быть сделаны не позже чем как за 2 года. Масштаб выбирается 1 к 25000 или 1 к 50000.Если возможности полностью передать трассу нет, то допустимо использование более мелкого масштаба. Геодезическая основа – это пункты планово-высотной съемочной сети, которая выполняется на основе магистральных ходов. Последние прокладываются вдоль трассы, при этом привязываются на плане к пунктам государственной или опорной сети. Если участки холмистые, то применяется метод свободного планирования. Тогда геодезисты определяют координаты поворотных углов, наносят пикеты, выполняют расчет сопрягающих кривых, составляют продольный профиль сооружения, а затем вычисляют объемы земляных работ.
- Полевые исследования. Это исследование вариантов трассы. Вынос проекта магистрали на местность, а также закрепление дорожной линии. Выполняется уже непосредственно на территории. Сначала эксперты проводят вынос линии в натуру. После чего уточняют расчет углов поворотов проводят различные линейные измерения. Также устанавливаются реперы и пикеты на местах поворотов, примыкания к уже построенным дорогам. На местах перехода через различные препятствия. После этого выполняется нивелирование от них поперечного профиля и всей дороги, осуществляется привязка к пунктах геоосновы. Затем проводят изменения отдельных периодов и участков. Как заключительных этап полевых работ – это составление плана трассы, продольного и поперечного разреза профилей. Стоит отметить, что трассирование может заменяться топографической съемкой только в том случае, если прокладывание сооружения планируется на территории промышленного предприятия или в случае, если в населенном пункте сильная застройка.
- Камеральный этап. Это заключительный пункт работ. Во время полевого этапа эксперты систематизируют полученную информацию, составляют план трассы с указанием точного расположения.
Какие документы выдаются заказчику услуги?
Заказчик услуги по проведению трассирования линейных сооружений получает на руки пакет документов. Список стоит из таких бумаг:
- Технический отчет. В нем специалисты указывают, какие были проделаны исследования, информацию об особенностях трасы. Также прописываются возможные природные и техногенные последствия проведения строительных работ.
- Ситуационный план трассы. Он утверждается заказчиком. Могут быть предложены различные варианты.
- Планы, чертежи усложненных участков полотна.
- Продольный и поперечный профили.
- Абрисы пикетных точек.
Оборудование для трассирования
Используются такие виды оборудования:
- электронные тахеометры,
- нивелиры,
- теодолиты,
- GPS приемники,
- Трассоискатели.
Стоимость работ зависит от объема работ, которые были заказаны клиентом, использованным оборудованием.
Вы можете уточнить любые нюансы проведения работ по трассированию линейных сооружений у специалистов компании «Инженерная геодезия». Эксперты расскажут об этапах проведения работ, о том. Какое оборудование будет использоваться, о целях проведения работ. То, сколько будут длиться работы, зависит от особенностей территории, от того, что именно за линейное сооружение будет построено. В договоре будут прописаны все нюансы выполнения работ.